Преподаватель английского языка: JenniferESL
Продолжительность видео урока: 10 минут 09 секунд.
Теме «Непрямая речь» будет посвящено несколько уроков, и этот — вводный.
Непрямая речь — это способ передачи того, что сказал другой человек, перифраз его высказывания.
В этом уроке мы сосредоточим внимание на 2 вопросах:
- Чем отличается прямая (процитированная) речь от непрямой (косвенной)?
- Когда нужно употреблять глагол say, а когда — tell?
Чтобы сделать урок более интересным, я выбрала тему обсуждения — «День рождения». Мне кажется, благодаря этому будет веселее изучать непрямую речь.
Вам нравятся дни рождения? Я люблю отмечать дни рождения, только не свои собственные. Итак, вы готовы начать наш урок, посвященный дню рождения и непрямой речи? Прекрасно. Начнем.
1. Какова разница между прямой и непрямой речью? Позвольте объяснить это на примере.
I like birthdays.
What did Jennifer say?
У нас есть два варианта ответа на этот вопрос. Мы можем употребить прямую речь: Jennifer said, “I like birthdays.”
А можем переформулировать предложение, чтобы в нем была непрямая речь: Jennifer said that she liked birthdays.
Прямая речь (или цитата) дает точное повторение чужих слов.
Непрямая речь не повторяет чужое высказывание дословно.
При прямой речи используется специальный знак — кавычки: “ ”. В кавычки заключают слова другого лица.
При непрямой речи кавычки не используются.
Давайте рассмотрим примеры прямой и непрямой речи. Прямая речь:
Jennifer said, “I like birthdays.”
“I like birthdays,” Jennifer said.
“I like birthdays,” said Jennifer.
Вы видите, что мы использовали кавычки перед и после чужих слов. Прямая речь может стоять в конце или в начале предложения. Перед второй частью кавычек надо употребить точку или запятую. Мы можем назвать автора прямой речи в начале предложения или в его конце, поменять местами слово, называющее автора, и глагол, с помощью которого вводятся его слова: Jennifer said или said Jennifer.
Запомните, что с местоимениями мы обычно говорим she said, а не наоборот: said she.
Для оформления непрямой речи кавычки не нужны:
Jennifer said that she liked birthdays.
Все сказанное относится и к вопросительным предложениям в прямой речи. Мы можем назвать автора высказывания в начале: Jennifer asked, “Do you like celebrating birthdays?” или в конце: “Do you like celebrating birthdays?” Jennifer asked. Кавычки также остаются на своих местах, перед их второй частью — вопросительный знак.
Давайте займемся упражнениями.
Упражнение 1.
Исправьте ошибки, как в примере: “My birthday is in March, Jennifer said.” Ошибка связана с употреблением кавычек: их надо поместить строго вокруг прямой речи: “My birthday is in March,” Jennifer said.
1. Jennifer asked, When is your birthday?
2. Jennifer told us that “her birthday is in March.”
3. My daughter’s birthday is in May – Jennifer said.
4. “My daughter will be two” said Jennifer.
2. Когда нужно использовать say, а когда tell?
Это, пожалуй, два наиболее употребительных для введения прямой речи глагола. Давайте рассмотрим каждый.
И say, и tell вводят прямую речь.
Как правило, мы используем tell, когда называем и говорящего, и слушающего: She told us that she’s over 30. В этих случаях можно также использовать и say, но это не является общепринятым:
She said to us that she’s over 30. [И это вполне допустимо].
She told us that she’s over 30 [Более правильно].
Запомните: когда вы используете say, чтобы назвать и говорящего, и слушающего, не забывайте употребить to. Но не употребляйте to после tell.
She said to us that she’s over 30.
She told us that she’s over 30.
Теперь две самых общих структуры построения предложений с непрямой речью:
Who? + SAID + (that) …
She said that she’s over 30. и также She said she’s over 30.
Who + TOLD + Whom + (that) …
She told us that she’s over 30. или She told us she’s over 30.
Я хочу также рассказать о некоторых различиях в употреблении say и tell.
Мы говорим say, когда речь идет о приветствии или прощании. Например:
He said hello to us.
We say good morning to our teacher every day.
They said goodbye.
Запомните, что если при этом мы упоминаем слушателя, то делаем это после слов, передающих чужую речь.
Также можно говорить say в yes-no ответах и для введения формул вежливости. Примеры:
She said yes.
They always say no.
We always say bless you after someone sneezes.
Мы можем употреблять tell, когда речь идет о фактах и определенной информации. Например:
He told us his age.
You told them a story.
She told me how to find the cafe.
В этих предложениях замена told на said выглядела бы неестественно (He said to us his age.You said to them a story. She said to me how to find the cafe – все это звучит просто странно). Таким образом, tell — лучший выбор, когда речь идет о фактах или информации, особенно значительных информационных фрагментах.
Вы готовы к следующему упражнению?
Упражнение 2. Выберите say или tell. Давайте начнем с такого примера: Alex smiled when he saw the present and (said/told) thanks. Как мы рассуждаем? Слушатель не назван. Выбираемый глагол вводит формулу вежливости. Значит, это said.
1. David (said/told) a joke at the party.
2. Chris (said/told) he wasn’t feeling well and left early.
3. At 11.30 Sandy (said/told) good night and left.
4. Max and Joan (said/told) to me that they couldn’t come to the party.
Чтобы проверить выполнение упражнения, внимательно посмотрите видео и послушайте объяснения.
Подводя итоги этого первого урока по непрямой речи, хочу предупредить, что в следующий раз мы рассмотрим еще несколько моментов, связанных с прямой и непрямой речью.
До следующего урока. Желаю вам успешных занятий.