Преподаватель английского языка: Jennifer ESL
Продолжительность видео урока: 10 минут 52 секунды
Итак, что происходит, когда r [ɚ] оказывается в сочетании с другими гласными звуками? Давайте поработаем с нашим основным звуком [ɚ]: будем комбинировать его с другими гласными. Вот некоторые примеры с фонетической транскрипцией:
ear [ɪɚ]
air [ɛɚ]
or [ɔɚ]
are [ɑɚ].
Многие словари и учебники дают другой вариант фонетической транскрипции, вот такой:
ear [ɪr]
air [ɛr]
or [ɔr]
are [ɑr].
Такая транскрипция тоже правильна, но я больше склоняюсь к первой, потому что она хорошо показывает, что r ведет себя двумя основными способами: как гласный и как согласный. Мы говорим о звуке r как о гласном, так что будем использовать первую транскрипцию.
Основной момент заключается в том, что первый гласный здесь плавно перетекает во второй. В сочетании [ɪɚ] первый звук — [ɪ], и он должен плавно перейти в [ɚ]: [ɪ — ɚ, ɪ — ɚ, ɪɚ]. Понятно?
Следующий звук — [ɛɚ]. Первый гласный звук в этом слове — [ɛ]. [ɛ — ɚ, ɛ — ɚ, ɛɚ].
Такой же процесс происходит в слове or: [ɔɚ]: [ɔ — ɚ, ɔɚ].
Фактически мы имеем здесь два гласных, которые плавно переходят один в другой, влияя друг на друга и образуя единый звук. Все эти слова односложные: ear, air, or, are. То есть в них два гласных звука сливаются в одном слоге. Чтобы образовать такое слияние, органы артикуляции должны последовательно пройти через две различные позиции: первую для первого гласного звука и вторую — для второго. И это нужно сделать достаточно гладко, так чтобы получился один звук и один слог. Еще раз:
ear [ɪɚ]
air [ɛɚ]
or [ɔɚ]
are [ɑɚ].
Упражнение 4
В этом упражнении я хочу, чтобы вы сосредоточились на том, насколько открыт рот при произнесении различных гласных звуков. Например, вот это первое слово tear: рот открыт совсем чуть-чуть. По мере того, как мы будем продвигаться в этом списке к последнему слову tar, рот должен быть открыт намного сильнее. Послушайте и повторите за мной:
tear (в значении «слеза»)
tear (в значении «разрыв»)
tore
tar
Продолжаем. Повторяйте за мной:
[ɪɚ] [ɛɚ] [ɔɚ] [ɑɚ]
dear air or car
beer care more heart
cashier door
weird four
here warm
И в конце звук [ʊɚ] в словах
tour
poor
sure.
Иногда в этих словах вместо [ʊɚ] звучит [ɔɚ], некоторые люди произносят poor как pore, а sure, особенно в разговорной речи произносится как shur. Слышите разницу: [ʃʊɚ — ʃɔɚ].
Упражнение 5
Сосредоточьтесь на гласных звуках, за которыми следует [ɚ]. Какие слова звучат похоже? Например: board звучит как a/ more, b/ chair, c/ start? Ответ: more. Board – more.
1. Near звучит как a/ care, b/ here, c/ door.
2. Scare звучит как a/ hurt, b/ dark, c/ air.
3. Store звучит как a/ there, b/ bar, c/ four.
4. Pear звучит как a/ hair, b/ art, c/ beer.
От слов, которые мы только что отработали, отличаются слова вроде fire [faɪɚ] или hour [aʊɚ]. Это небольшая группа слов, но нам нужно поговорить о них, потому что они совсем другие. Эти слова состоят из двух слогов: [faɪ-ɚ], [aʊ-ɚ]. Здесь два слога, и хотя происходит скольжение, но без объединения звуков в единый звук. Они не влият друг на друга, а просто связываются в речи. Каждый гласный звук сохраняет свои особенности. В слове fire мы слышим звук [aɪ], который сочетается с последующим [ɚ]: [faɪɚ]. Вот тут (в hour) первый гласный [aʊ]. [aʊ] сочетается с последующим [ɚ]: [aʊɚ]. Как я уже сказала, каждый гласный здесь является отдельным, но мы все же должны обеспечить гладкое скольжение, так чтобы один звук плавно перешел в другой. Для этого можно применить один маленький трюк. Вы можете сделать этот переход гладким, используя звуки y (в слове fire) или w (в слове hour). Понятно? Давайте попрактикуемся в похожих словах.
Упражнение 6
Для правильного произнесения этих слов убедитесь, что звук [ɚ] составляет отдельный слог. Это главное: все данные слова — двусложные. Повторяйте за мной:
[aɪɚ] [ɔɪɚ] [aʊɚ]
fire employer our
tire flour
hire hour
lire
Упражнение 7
Послушайте текст
A Poor Workplace
In our office we have four kinds of workers: doers, talkers, watchers, and sleepers. The first kind are the ones who actually work. Sadly, there aren’t many doers. The talkers might care about their work, but they talk more than they work. The watchers are the worst; they spend hours in their chairs watching others do the work. The sleepers are too tired to work. Why did they hire such workers? I think they should fire poor workers. (Of course, I don’t want to be a liar: I’m one of the talkers!)
А теперь я предлагаю вернуться к началу текста и, нажимая на кнопку «Пауза», повторить предложение за предложением. Обратите внимание на выделенные слова.
На этом все. В следующих уроках мы остановимся на R в роли согласного. Удачных занятий!