Преподаватель английского языка: JenniferESL
Продолжительность видео урока: 9 минут 54 секунды.
В этом уроке мы поговорим о произношении звука [l]. Весь урок разделен на 3 части. В первой мы обсудим звук [l] в начале слова, потом попрактикуемся с [l] в середине, а в последней части рассмотрим [l] в финальной позиции.
Многие студенты просят дать упражнения, где нужно произносить [l] и [r] рядом. Такой теме посвящен отдельный урок.
Итак, как произнести звук [l] правильно?
Самый важный момент — положение вашего языка. Передней частью, или кончиком, языка нужно прикоснуться к задней поверхности верхних передних зубов. Медленно перемещайте кончик языка выше и прижмите к бугоркам позади верхних передних зубов. Задержите язык в этом положении — это и есть начальная позиция.
А теперь выпустите струю воздуха ртом, удерживая язык в том же месте. Вы должны почувствовать, как воздух проходит по обеим сторонам языка. Если вы чувствуете струю воздуха слева и справа от языка, это показывает, что начальная позиция правильна. Некоторые студенты путают позицию для [l] и для звуков [t] или [d]. Вот разница между ними. При произнесении звуков [t] и [d] кончик языка упирается в те же самые бугорки (альвеолы), но вся остальная его часть поднята выше и создает преграду для выхода воздуха изо рта. Вот почему тут получаются звуки [t], [d].
При произнесении [l] кончик языка упирается в альвеолы, но боковые стороны опущены, так что воздух может проходить, не останавливаясь.
Я попробую объяснить все это еще раз с помощью рисунка. Я не очень хороший художник, но надеюсь, это поможет. Итак, представьте себе, что это ваши верхние передние зубы. Это нижние зубы. Это — нёбо, а вот здесь альвеолы. А вот кончик языка, и он касается верхних зубов и бугорков за ними вот таким образом. Если язык чуть-чуть касается зубов, это нормально, но основная зона контакта — альвеолы.
Теперь поговорим о губах. Не нужно растягивать их в стороны или стягивать в узкую трубочку, лучше сделать нечто среднее. Итак, откройте рот и слегка округлите губы и расслабьте их. Упритесь языком в альвеолы, как мы договорились, и выпустите воздух через рот. Теперь вам нужно прибавить звук, потому что [l] — звонкий согласный. Значит, при его произнесении вот здесь, в горле, должна чувствоваться вибрация.
Подытожим: язык упирается в альвеолы, губы слегка округлены, убедитесь, что воздух свободно проходит по обеим сторонам языка и сделайте так, чтобы был слышен голос.
В процессе отработки звуков мы делаем все движения преувеличенными, потому что наша задача — научить органы речи действовать определенным образом. Усиленное движение — часть практики, оно полезно для обучения.
Итак, мы поговорили о положении языка, позиции губ и о том, что следует присоединить голос. Давайте уточним произношение [l] в начале слова.
Положение звука [l] в начале слова означает, что от него надо плавно перейти к другому звуку. Когда такое происходит, язык должен сделать резкое движение вниз. Например, давайте возьмем слово laugh (смеяться). Его фонетическая запись такова: [læf] Это слово идеально подходит, оно заставляет нас помнить, что нужно держать рот открытым, ведь нелегко смеяться с закрытым ртом. Гласный звук в этом слове — [æ]. Что вам нужно сделать — начать с того, чему я вас только что учила. Кончик языка прижат к альвеолам, его боковые стороны опущены, а когда начинается движение к звуку [æ], просто резко опустите язык вот так: [læ]. Попробуйте сделать так несколько раз: [læf].
Давайте выполним упражнения.
Сначала отработаем звук [l] в отдельных словах, потом — в словосочетаниях.
Упражнение 1.
Послушайте и повторите за мной.
love lamp live
like lunch let
look leaf leg
lemon life late
left low laugh
line long loose
Упражнение 2.
Теперь давайте перейдем к словосочетаниям, группам слов. Опять слушайте и повторяйте за мной.
love lemons look at the lamp
the left lane the line on the left
like to laugh long legs
a late lunch a loud laugh
lots of light lost in life
lots of leaves a light lunch
Я думаю, полезно также попрактиковаться в произношении [l] в именах людей. Хорошо, когда вы знаете, как правильно назвать человека по имени.
Упражнение 3.
Вот имена мальчиков. Послушайте и повторите.
Lance Leon Logan
Landon Lewis Lou
Lee Lex Lucas
Leo Liam Luther
Продолжим именами девочек: слушайте и повторяйте.
Lacey Lindsey Louisa
Leann Lisa Lucy
Leigh Liz Lydia
Linda Lois Lynn
Мы продолжим в следующей части.