Смысловые группы и их произношение. Часть 1

Преподаватель английского языка: JenniferESL
Продолжительность видео урока: 8 минут 38 секунд

В этом уроке мы будем развивать чувство ритма английской речи, научимся делать паузы в предназначенных для этого местах и формировать группы слов по смыслу.

У вас есть любимый певец или певица? Сама я не умею хорошо петь, но есть немало певцов, от которых я просто в восторге: от Фрэнка Синатры и Стива Перри, от Эллы Фицджеральд и Селин Дион, да и другие. Есть кое-что общее у всех этих певцов: все они знают, как правильно дышать. Когда мы говорим — это похоже на то, как мы поем. Существуют естественные места, в которых нужно делать паузы и переводить дух. Невозможно спеть целую песню на одном дыхании. Точно так же неестественно произнести длинное предложение на одном дыхании. В этом уроке мы поговорим о том, что называется «смысловые группы». Я объясню, как мы группируем слова в такие группы. Если вы правильно группируете слова, поток вашей речи становится более плавным, а людям легче понять вас.

Итак, наша тема — «Смысловые группы». Цель нашего урока — определить, какие же места в нашей речи требуют естественных пауз. Давайте начнем с упражнения. Я прочитаю один и тот же текст дважды — по-разному. Первый раз это будет чтение с неестественными паузами. При втором чтении я сделаю паузы в нужных местах, разделив текст на смысловые группы. Вы увидите, что такое чтение станет гораздо лучше. Послушайте внимательно, чтобы заметить разницу. Для облегчения вашей задачи — вот запись текста.

When I was a girl, I skipped down path, danced in my bedroom, spun in circles under the sky, jumped rope with my friends, and squatted to smell flowers in my mother’s garden.

Чем же именно различиются эти два прочтения? Давайте посмотрим, как я формирую смысловые группы во втором случае.

  1. 1.      Первое различие между письменной речью и устной заключается в том, что на письме мы используем знаки препинания. Следовательно, когда мы читаем уже написанный текст, авторская пунктуация подсказывает нам, где делать паузы. Например, там, где поставлена запятая, точка, точка с запятой или двоеточие. Также пауза делается на месте скобок. Вот пример чтения вслух:

When I was a boy, / I leaped over fences. // When I was a young man, / I hopped into my father’s car. //

В этом фрагменте запятые и точки обозначают паузы (на их месте поставлены косые черточки — слэш). Часто мы делаем паузы разной длины на запятых и точках — поэтому они обозначены иногда одной чертой (запятые), иногда двумя (точки). Вообще в этом уроке мы будем использовать слэш для того, чтобы обозначить паузы. Является ли пунктуация нашим единственным ориентиром при формировании смысловых групп? Нет. Также мы можем опираться на грамматику. Таким образом, существуют две ключевых подсказки для того, чтобы правильно разделить фразы на смысловые группы:

  • пунктуация;
  • грамматика.
  1. Следовательно, когда вы разговариваете, не имея опоры на написанный текст, основывайтесь на грамматических принципах.
  • Предложения состоят из грамматических единиц. Установите их границы — это покажет вам места, предназначенные для пауз.
  • Паузы между большими грамматическими единицами означаают более естественный ритм и плавность речи.
Видеоурок:  Произношение Tt в американском английском. Часть 2

О каких именно грамматических единицах мы говорим?

а) группа существительного, например: a beautiful woman ([артикль + определение-имя прилагательное + имя существительное]); неестественно было бы отделять друг от друга эти три слова, ведь они отражают одну мысль, следовательно, составляют смысловую группу и должны произноситься на одном дыхании.

Группа существительного может быть подлежащим в предложении. Давайте посмотрим на такие примеры. В первом из них эта группа — подлежащее. Таким образом, мы делаем паузу после подлежащего перед сказуемым.

A beautiful woman / entered the room. //

Но во втором предложении подлежащее несколько длинее. Опять-таки опираемся на грамматику: составное подлежащее вынуждает нас сделать паузы после слова dog и после woman.

A beautiful woman / and her dog / entered the room. //

б) другой вид грамматических единиц — группа глагола, например, run blissfully ([глагол + наречие]), climb tall trees ([глагол + дополнение]), had been dancing ([вспомогательный глагол + основной глагол]). В первом случае мы не отделяем глагол от обстоятельства действия, во втором — от дополнения, в третьем — служебный элемент от смыслового глагола.

в) группа предлога, например, with my friedns;

г) придаточные предложения, например,

When I was a boy, / I leaped over fences. // (придаточное обстоятельства времени)

The boy, / who was no older than six or seven, / leaped over a fence. // (придаточное определеительное)

И опять-таки, каждое из этих грамматических единств представляет отдельную идею, смысловую группу. Поэтому мы не можем разбивать ее на части, разрушая идею.

Будьте внимательны. Тот факт, что мы опираемся на грамматический принцип, означает, что не каждое предложение может быть разделено на отдельные смысловые единицы. Мы не может делить короткие положительные (неотрицательные) предложения, например:

I ran.

Who jumped?

Did you dance?

It’s Jennifer’s composition.

Делать паузы в коротких предложениях неестественно. Пауза делается только после них — перед началом следующего предложения.

Видеоурок:  Овладеваем ритмом английской речи. Часть 2

Советы, как правильно разделить предложение на смысловые группы

  • Вы опираетесь на знаки препинания и грамматику — но по сути просто стремитесь к тому, чтобы не разбить на части единую цельную мысль.
  • Если по каким-то причинам вам приходится говорить медленнее, делите свою речь на более короткие смысловые группы.

Упражнение 1

Определите смысловые группы в каждом предложении. Прочитайте предложение самостоятельно, делая паузы в нужных местах. После этого проверьте правильность, сравнив с чтением Дженнифер и предложенной ею схемой.

When I was a mother, / I tripped over toys on the floor / and rocked my children in my arms. //

Только что мы говорили, что при медленном чтении возможно большее количество пауз. Альтернативный вариант произнесения этого предложения таков: When I was a mother, / I tripped over toys / on the floor / and rocked my children / in my arms. //

Теперь выполните два предложения самостоятельно, проверив себя после объяснения Дженнифер:

1. Now that I am a grandmother, I tap my feet as I wait for my grandchildren to visit me.

2. When I became a man, I fell at the feet of a beautiful woman.

На этом окончена первая часть нашего урока, вы можете перейти ко второй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *