Преподаватель английского языка: JenniferESL
Продолжительность видео урока: 16 минут 59 секунд
Вы видели и слышали инструмент под названием Ну. Теперь я хочу, чтобы вы послушали следующую часть моего разговора с изобретателем этого музыкального инструмента — моим другом Эриком. В отрывке, который вы увидите, мы с Эриком разговариваем довольно бегло. Будьте очень внимательны. После прослушивания я задам вам вопросы, направленные на проверку понимания.
Jennifer: —That’s a traditional didgeridoo. This is something you created.
Erik: -Yes.
-So. Is this still called a didgeridoo?
-Umm.
-What do you call it?
-Well, I call it the Nu. And… I don’t know if the name will catch on. Most people say chromatic didgeridoo because it makes sense – a didgeridoo with a chromatic fingering system on it.
-This is the Nu… This is… like… the one and only Nu in the world?
-This is the only one so far. I’m working on the next one now.
—I’m looking at a one-of-a-kind instrument.
-Absolutely. Yeah.
-I congratulate you.
-Thanks.
-That’s really cool. That’s very impressive.
-Thank you, thank you.
Проверка.
Вот мой вопрос для вас:
-Does Erik have only one Nu? Ответ: да. Он объясняет: This is the only one so far. (Давайте запишем этот ответ.) Также Эрик сообщает: I’m working on the next one. В ответ на это я говорю: So, I’m looking at one-of-a-kind instrument.
Давайте взглянем на глаголы, использованные в этих предложениях. Это is, am working, am looking. У нас здесь два глагольных времени, и оба они настоящие, не так ли? Это простое настоящее (present simple) и настоящее длительное (present progressive). Почему каждое из них здесь употреблено? Давайте поразмышляем.
Вы знаете из нашего предыдущего урока, что простое настоящее время используется для манифестации фактов и бесспорных истин. Это объясняет его употребление в первом предложении. Факт: в настоящий момент в мире существует только один такой инструмент.
Настоящее длительное чаще всего употребляется для того, чтобы описать событие или действие в его процессуальности. Вот это происходит прямо в тот момент, когда об этом говорится. Я смотрю на единственный в своем роде инструмент — я говорю об этом именно тогда, когда смотрю. Это действие, которое происходит сейчас, причем оно еще не закончено. Таким образом, речь идет о настоящем периоде времени, который остается открытым. Действие или событие происходит сейчас и будет завершено в какой-то момент в будущем. Но пока что это — незавершившийся процесс.
Позвольте показать вам другие случаи употребления настоящего длительного времени.
Вот такое употребление распространено меньше, но все же достаточно повсеместно, чтобы услышать его в разговорах. Как вы, наверное, представляете, Эрик — человек творческий, умелый. У него хорошо получается делать и ремонтировать всякие вещи. Он любит проводить время в своей мастерской. О нем можно сказать: Erik is always working on something. And his wife is constantly reminding him not to make a mess… like all wives, including me. Итак, мы получили два примера, в которых употреблено настоящее длительное время. Вспомогательный глагол is (форма глагола be) и основной глагол с окончанием —ing (это форма present participle). Но одновременно с глаголом в настоящем длительном времени мы видим обстоятельства частоты always и constantly: часто, очень часто происходит то, о чем говорится в этих предложениях. Мы используем обстоятельства, указывающие на высокую частотность, вместе с настоящим длительным временем, чтобы подчеркнуть частоту этого действия или события. И эти действия — часть характера человека, они говорят об обыкновении что-то делать, о том, что вошло в привычку. Иногда это может быть что-то положительное, но чаще отрицательное, такое, что раздражает других людей (например, напоминания жены Эрика).
Повторение.
Мы используем настоящее длительное (present progressive), чтобы
- описать действия или события как процессы, происходящие в момент разговора;
- сообщить о действиях или событиях, которые еще не завершены;
- сообщить о привычках или обыкновении что-то делать (с акцентом на частотности, для чего используются обстоятельства, указывающие на высокую частоту выполнения действия: always, constantly, forever).
Давайте повторим также, как мы образуем эти глагольные формы. Для этого используются форма глагола be и present participle (-ing-форма глагола). В качестве примера возьмем teach:
I am teaching.
He is teaching.
She is teaching.
You are teaching.
We are teaching.
They are teaching.
И, конечно, стяжения (краткие формы) не только возможны, но и очень распространены.
Вспомним правила написания. Мы пропускаем букву —e перед окончанием -ing. Например, write:
I am writing.
You are writing.
S/he is writing.
We are writing.
They are writing.
Если слово заканчивается на согласный с предшествующим ему гласным под ударением, надо удвоить этот согласный, прежде чем прибавлять окончание. Например, sit:
I am sitting.
You are sitting.
S/he is sitting.
We are sitting.
They are sitting.
И, наконец, отрицательная форма. Нужно использовать отрицательную форму глагола be, а потом прибавить present participle. Например:
I’m not working today.
She isn’t practicing right now.
В кратких ответах на общие вопросы мы используем полную форму в положительных формулировках и краткую — в отрицательных:
-Are you studying? — Yes, I am. / No, I’m not.
Давайте сравним два примера. Надеюсь, вы помните первый: I‘m looking at one-of-a-kind.
А вот второй: Erik looks happy.
Видите, какие здесь глаголы? Present progressive (в первом предложении) – simple present (во втором). Какой же из этих двух глаголов обозначает действие? Первый: я смотрю на что-либо, что-то делаю. Это — процесс, который происходит прямо сейчас. Во втором предложении глагол look обозначает состояние, а предложение имеет такое же значение, как если бы было сказано Erik seems happy. He appears happy (Эрик кажется счастливым). Можем ли мы взять глаголы seem / appear и поместить их в предложение в форме present progressive? Нет. Это вызвано тем, что глаголы состояния (к ним относятся и эти слова) не образуют формы present progressive. Давайте я еще раз это повторю: по правилу мы не используем глаголы, не обозначающие действие, в настоящем длительном времени. Конечно, существуют исключения, но мы сейчас говорим об общем правиле. Look – особенный глагол, таких слов очень мало: он может обозначать действие в настоящем времени и обозначать состояние.
Повторение
Давайте вспомним некоторые важные различия между настоящим простым (present simple) и настоящим длительным (present progressive):
- используйте настоящее простое для обозначения состояний, имеющих место сейчас;
- глаголы, не обозначающие действия, в норме не используются для образования формы настоящего длительного;
- незначительное количество глаголов может обозначать и действия, и состояния. К ним относятся look, taste, smell.
Рассмотрим еще некоторые важные различия.
Сравним следующие пары предложений (прочитайте их вместе со мной).
- 1. It is difficult to make the Nu.
My daughter is being so difficult lately!
- 2. I sometimes have trouble with grammar.
I’m having some trouble with verb tenses.
- 3. They live in Boston.
He’s living with his parents.
Какое предложение в каждой паре содержит пример настоящего простого времени? Первое, верно? Эти три предложения имеют нечто общее. Каждое выражает факт, общеизвестную истину.
Вторые предложения в каждой паре содержат пример настоящего длительного времени. Что у них общего? Что они выражают? Употребленные в них глаголы в present progressive подразумевают, что речь идет о чем-то временном, что происходит прямо сейчас.
Теперь немного практики. Следующее упражнение направлено на то, чтобы проверить ваше понимание разницы между настоящим простым и настоящим длительным.
Завершите предложение одной из глагольные форм: present simple или present progressive. Давайте рассмотрим первое предложение в качестве примера.
Вот в этом фрагменте 1. Ben __ (practice) the violin. Listen. He’s really good. должны мы сказать practices или is practicing? Ключ к правильному ответу — в слове listen (послушайте). Это значит, что его можно услышать, то есть он играет прямо сейчас. Настоящее длительное — лучший вариант. Ben is practicing the violin. Listen. He’s really good.
- Ben __ (practice) on the violin every evening (подсказка: это обыкновение, регулярное действие в настоящем).
- Lynn, you __ (seem) so calm. Don’t you get nervous before performances? (подсказка: у нас глагол, который не обозначает действие, речь идет о состоянии).
- Shh! I __ (listen) to a recording I made last night (действие описано как процесс).
- Raymond and Lynn __ (compose) a song together. They’re almost done (это незавершенное действие).
- Raymond and Lynn usually __ (have) an easy time working together, but today for some reason they __ (have) some difficulty agreeing on which direction to take (в первом случае — факт, во втором необычное поведение).
- Both Lynn and Ben __ (be) accomplished violinists (это факт).
- Haley __ (play) the piano just fine for a ten-year-old. You __ (be) unfair with your criticism. Why are you comparing Haley to professional musicians? (в первом предложении — пример общеизвестной истины, во втором — поведение, которое не похоже на обычное для данного человека: для него нехарактерно несправедливо критиковать других людей, но в данном случае он это делает).
- Jessica __ (always listen) to her favorite jazz musicians. You’ll never find her without a set of earphones (это пример привычки или обыкновения что-то делать настолько часто, что это стало частью личности).
Вот и все в этом уроке. Надеюсь, вы и дальше будете следить за этой серией, чтобы узнать больше о временах английского глагола. Спасибо, и удачных занятий.