Непрямая речь в английском языке: часть 2

Преподаватель английского языка: JenniferESL
Продолжительность видео урока: 10 минут 57 секунд.

В предыдущем уроке мы начали говорить о прямой и косвенной речи. Косвенная речь — передача слов другого человека, сообщение о том, что он сказал. Мы узнали, что косвенная речь отличается от прямой речи, поскольку она не содержит точных слов говорящего. Следовательно, раз мы не используем его точные слова, то какие же слова мы используем? Какая часть высказывания остается точно такой же, а какая — изменяется? И как изменяется?

Мы начнем изучать ответы на эти вопросы в данном уроке. Сначала поговорим о самых логичных изменениях: они касаются слов, указывающих на субъект (личных местоимений и притяжательных прилагательных).

Итак, наша тема — «Изменение слов, указывающих на субъект».

В центре нашего внимания — два основных вопроса:

Что такое слова, указывающие на субъект?

Каким изменениям их нужно подвергнуть в косвенной речи?

Когда я говорю о словах, указывающих на субъект, я имею в виду те слова, которые используют для указания на определенную особу или вещь, не называя ее по имени. Позвольте показать это на примерах. Послушайте следующее высказывание:

Jennifer has a spring birthday. Her birthday is in March. She doesn’t like to tell people how old she is. She keeps her age to herself.

Этот рассказ — о Дженнифер. Выделенные синим слова указывают на Дженнифер. Они понятны, поэтому мы можем не называть Дженнифер по имени. Her, she, herself — примеры слов, указывающих на субъект.

Только что мы уже сказали, что существует две группы этих слов: местоимения и притяжательные прилагательные.

Местоимения могут отвечать на вопросы Who? Whom? (кто? кого?). Примеры местоимений: I, you, me, him, myself …

Притяжательные прилагательные могут отвечать на вопрос Whose? (чей?). Примеры притяжательных прилагательных: my, your, his, our …

Когда мы сталкиваемся с необходимостью изменения этих слов в косвенной речи, следует задать два вопроса: Кто говорит? и Кто слушает? Если вы — слушатель, вам следует таким образом изменить слова, указывающие на субъект, чтобы высказывание оставалось логичным.

Вот пример изменения местоимений. Прямая речь: “I made the cake myself,” Leah said.

Косвенная речь: Leah said that she made the cake herself.

Высказывание принадлежит Лии. Мы — слушатели. Следовательно, в непрямой речи нет смысла употреблять I и myself, местоимения изменяются в 3 лицо: she и herself.

Вот пример изменений, которые надо произвести с притяжательными прилагательными. Прямая речь: “The cake is for my daughter,” Leah said.

Косвенная речь: Leah said that the cake was for her daughter.

Снова Лия — субъект высказывания, мы — слушатели. Имеет смысл изменить my в her. Тогда предложение с непрямой речью сохраняет логику.

Видеоурок:  Придаточные нереального условия в английском языке

Итак, мой первый совет: чтобы изменить слова, указывающие на субъекта речи, надо мыслить логически — тогда предложение будет иметь смысл.

Теперь давайте проверим, как вы все это поняли, выполнив упражнение.

Упражнение 1. Завершите изменения в каждом предложении с косвенной речью. Вот образец выполнения. Прямая речь: “My birthday is in May,” said Shannon. Непрямая речь: Shannon said that (whose?) birthday is in May. Чтобы сохранить смысл, мы должны заменить my на her.

  1. 1. Tom said, “It’s my mother’s birthday, so I’m taking her out to dinner.’

Tom told us that it was __ mother’s birthday, so __ was taking her out to dinner. Заполните пропуски, чтобы предложение стало полноценным. Проверьте свои ответы в этом примере и в следующих, внимательно посмотрев видео.

  1. 2. Steve and Lisa said, “We’ll bring some wine to the party.”

Steve and Lisa said __ would bring some wine to the party.

  1. 3. “I bought a present for my cousin Tim,” Anna said.

Anna said __ had bought a present for __ cousin Tim.

  1. 4. “We’ll buy you a plane ticket for your birthday so you can visit us,” said my grandparents.

__ grandparents told __ that __ would buy __ a plane ticket for __ birthday so __ could visit __. Будьте внимательны с этим последним примером, помните, что речь идет о «моих дедушке с бабушкой». Справились?

Отлично. Итак, мы обсудили изменения, которые затрагивают личные местоимения и притяжательные прилагательные. Есть еще одна группа слов, о которой нам следует поговорить. Это слова, называющие время и место. Теперь давайте разберемся с ними. Наша следующая тема — «Слова-обозначения места и времени».

Какие же изменения с ними происходят?

Много времени может пройти от того момента, когда чужое высказывание имело место, до того момента, когда его передали в косвенной речи. Могут быть разными и те места, в котором слова произносились и в котором передавались косвенным образом. Вот почему слова-обозначения места и времени должны быть изменены в непрямой речи.

Вот два примера изменения слов, указывающих на время.

Прямая речь: “There’s a big party tonight,” said Julie. Известно, что она сказала это в субботу. Предложение с непрямой речью, произнесенной на следующий день, в воскресенье, будет таким: Julie said there was a big party last night.

А по истечении нескольких недель в это предложение нужно внести следующие изменения:

Видеоурок:  Сравнение времен: Present Perfect и Present Perfect Progressive (часть 4)

Julie said there was a big party that night.

Помните главный принцип: мыслить логически — и вносить соответствующие изменения.

Вот примеры изменения слов, указывающих на место.

Прямая речь: “The party will be here in my home,” said Mike.

При рассказывании об этом мы не находимся в его доме, следовательно, предложение с непрямой речью требует таких изменений: Mike said that the party would be there in his home.

Напоминаю: надо продумать, какие элементы требуют внесения изменений, чтобы предложение не утратило смысл.

Далее — список часто встречающихся изменений такого рода:

Время

today that day/ yesterday

tomorrow the next day/ the following day

yesterday the day before

now then/ at that moment/ at that time

Место

here there

this that

these those

Обратите внимание также на то, что there, that, those в прямой речи могут измениться в here, this, these в непрямой.

Вы готовы к следующему упражнению?

Упражнение 2. Завершите предложения, внеся необходимые изменения. Модель такова. Прямая речь: “I can bring the cake there to your house,” said Jack. А вот слова Джека, переданные посредством косвенной речи: Jack said that he could bring the cake __ to my house. Изменилось место действия, так что вместо there следует употребить here, to my house.

  1. 1. “I’ll buy balloons tomorrow,” said Wendy.

Wendy said she would buy balloons __.” [неделю спустя]

  1. 2. My friends said, “This restaurant is a great place to celebrate your birthday.”

My friends said __ restaurant was a great place to celebrate my birthday.

  1. 3. “I didn’t see you at the party yesterday,” Maureen said.

Maureen said she hadn’t seen me at the party __. [неделю спустя]

  1. 4. “We need to get ready now,” my husband told me.

My husband told me that we has to get ready __.

В следующем уроке мы рассмотрим дальнейшие необходимые изменения, а на сегодня достаточно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *