Преподаватель английского языка: JenniferESL
Продолжительность видео урока: 9 минут 29 секунд
Пришло время обсудить предложения с нереальным условием. Давайте начнем с нескольких примеров.
This is my passport. Unfortunately there’s only one stamp in it, when I took a trip to Mexico earlier this year. My other passport has lots of stamps. Unfortunately this one has one. If I had more time, I’d travel more.
Here’s a guitar. If I practiced every day, I could be really good.
And if I had more money, I’d buy more clothes.
Что обращает на себя внимание в этих предложениях? Если вы были внимательны, то заметили простое прошедшее время в предложениях причины, if-clause: If I had more time… If I practiced more… If I had more money… Даже говоря о настоящем времени, я строю предложение в простом прошедшем времени и тем самым создаю не существующую в настоящем ситуацию — так называемое нереальное условие. В результирующем предложении наиболее часто используется вспомогательный глагол would + основной глагол: I would travel more… I would be very good… I would buy more clothes. Would нередко, особенно в разговорном стиле, усекается до ‘d. Вместо I would используется I’d, вместо you would — you’d.
Также в результирующем предложении можно использовать could (я сделала так в предложении про гитару: If I practiced every day, I could be really good). Такое употребление говорит о незначительной уверенности: существует небольшая возможность. Также можно использовать might в результирующем предложении. Это тоже означает неуверенность в результате. Например, If I had more time, I might spend all of it reading books.
Давайте подробнее рассмотрим нереальное условие в настоящем времени. Такого рода предложения описывают ситуации, которые можно назвать:
- нереальными;
- неправдивыми;
- маловероятными или невозможными.
Помните, что условные предложения состоят из двух частей. Это
- if-clause — в нем выражено условие;
- главное предложение — результирующая часть.
Не может быть результата без условия.
Если эти два простых предложения переставить, то такая перестановка не приведет к изменению смысла. Условное придаточное может стоять в начале предложения, а может — после результирующей части. Например,
If I had more time, I’d travel. = I’d travel if I had more time (не забудьте, что нужна запятая после первого предложения, если это — придаточное условия, if-clause. В устной речи на этом месте обычно бывает пауза).
Грамматическое время
Что касается грамматического времени, то даже если в предложении говорится о настоящем, мы используем простое прошедшее в придаточных условных (if-clause). Например,
If I had more time…
If I practiced every day…
Будьте внимательны, используя глагол BE
Если в формулировке условия вам нужен глагол BE, то вы должны использовать его в форме were независимо от лица и числа. Например,
If I were famous,…
If I were the president,…
Только в совершенно неформальном общении можно услышать, что американцы говорят was:
If I was famouse,..
If I was the president,..
Но это свойственно только разговорному варианту языка. На самом деле лучше использовать were для всех лиц и чисел.
Что касается грамматического времени в результирующем предложении, то тут чаще всего используется структур [would + основной глагол]. Например,
If I had more time, I would travel.
I would buy more clothes if I had more money.
(Не забывайте о сокращенном произнесении служебных элементов. В письменной речи мы также используем I’d, you’d, she’d и так далее).
[might + would] — тоже один из употребительных вариантов. Его используют для обозначения маловероятного, но все же возможного результата. Например,
If I had more free time, I might spend all of it reading books.
I might never take a bus or taxi again if I had my own car.
Сочетание [could + основной глагол] отражает либо возможный результат, либо чью-то способность что-то сделать. Например,
If I practiced every day, I could be really good on the guitar.
We could open a restaurant if we knew more about running a business.
Хорошо. Вам понятно все, что я объяснила до сих пор? Тогда, я думаю, вы готовы выполнить упражнение.
Упражнение 1
Посмотрите на предложение и поставьте глаголы в правильную форму. Сделайте это самостоятельно, потом послушайте мой ответ для самопроверки.
- If David __ (have) a better sense of humor, he __ (have) more luck with women (не забывайте, что можете использовать краткую форму).
- Brian __ (get) better grades in school if he __ (study) harder (запомните, что американцы говорят grades вместо marks, называя так школьные оценки; всего существует 5 оценок, а обозначаются они литерами A, B, C, D, F — F самая плохая).
- You __ (take) a direct flight to Rome if you __ (be) willing to pay more money.
- If school __ (not start) so early, Michelle __ (sleep) in.
- If we __ (have) the right tools, we __ (be) able to fix the TV ourselves.
Как дать советы
Когда мы даем совет, нередко мы начинаем его словами «На твоем месте…» — If I were you… Например,
If I were you, I wouldn’t cut my hair. It looks good the way it is. Why change it?
Упражнение 2
В этом упражнении мы будем давать советы. Я опишу ситуацию, а вы сформулируете совет, который хотите дать.
Ситуация 1. Ваш друг Джордж хочет купить спортивный автомобиль, но на самом деле не может потратить столько денег. У него и так хватает неоплаченных счетов. Ваш совет? Не забудьте начало: George, if I were you…
Ситуация 2. Ваша одноклассница недовольна оценкой, которую поставила ей учительница английского. Ей кажется, что её эссе заслуживает большего, чем C. Что бы вы посоветовали?
Использование длительного времени.
Теперь давайте затронем использование длительных времен в условных предложениях. Иногда они там встречаются, так что давайте посмотрим, как они употребляются.
В условных придаточных длительное время может быть в таком сочетании: [were + (-ing)]. Например,
The cat must be awake. If it were sleeping, the eyes would be closed.
В результирующем предложении длительное время представлено конструкцией: [would be + (-ing)]. Например,
If Kelly earned more money, she wouldn’t be sharing a one-room apartment with two other women.
Прежде чем закончить этот урок, я хотела бы привести еще один пример, на этот раз о вас.
If you didn’t want to learn English, you wouldn’t be watching these lessons. Видите, что в результирующем предложении я использую длительное время?
Я надеюсь, вы будете и дальше изучать английский вместе со мной. Следующий урок — это снова условные предложения. Как я говорила, это очень большая тема.