Преподаватель английского языка: JenniferESL
Продолжительность видео урока: 13 минут 20 секунд
Как видите, у меня в руках ключ. Но от чего он? (But what is it for?). Хотите знать? (Do you want a clue?). Послушайте, но не смотрите. Ну а теперь можете сказать? (Now can you tell me?). Если вы назвали часы, то вы угадали. Что делает эти часы особенными? (What makes this clock special?). Они принадлежали моему дедушке.
Если вы внимательно слушали, то заметили, что я задала 4 вопроса:
- What is it for?
- Do you want a clue?
- Can you tell me?
- What makes this clock special?
В этом уроке мы сосредоточим свое внимание на образовании вопросов. И я постараюсь предостеречь вас от распространенных ошибок при образовании вопросительных предложений.
Часть 1
Общие и специальные вопросы
Давайте повнимательнее посмотрим на модели, по которой образуются вопросы. Сосредоточимся на следующих трех:
Can you tell me?
Do you want a clue?
What is it for?
Посмотрите на них и попытайтесь понять, что делает их структуры похожими. Can you… ? Do you… ? is it…? В них один и тот же порядок слов: глагол + подлежащее (предмет). Именно так мы и образуем вопросительные предложения. Для того чтобы составить вопрос, нам нужен вопросительный порядок слов: глагол + подлежащее. Именно это отличает их от повествовательных предложений, в которых мы используем повествовательный порядок слов: подлежащее + глагол. В вопросе мы переворачиваем эту структуры, меняя эти части местами. Таким образом, порядок [глагол + подлежащее] нужен для того, чтобы образовать вопросительное предложение. Какой именно глагол должен быть первым? Вспомогательный. В первом предложении вспомогательный глагол can. Главный — tell. Поэтому, когда я говорю [глагол + подлежащее], я имею в виду [вспомогательный глагол + подлежащее]. Основной глагол стоит после подлежащего: can + you + tell: Can you tell me? В этом предложении у нас есть вспомогательный глагол — can. В следующем предложении — глагол в настоящем простом времени, simple present: want. В повествовательном предложении в настоящем простом времени нет вспомогательного глагола. Все, что у нас есть, это want. Когда нам приходится образовывать вопрос в простом настоящем или простом прошедшем времени, нужно вставить вспомогательный глагол. Это будет do, does или did. Do you want a clue? Если бы это было прошедшее время, вспомогательным глаголом стал бы did: Did you want a clue? Итак, вспомогательный глагол для простого прошедшего или простого настоящего — форма do: do, does, did. Если же в предложении уже есть вспомогательный глагол, то его и надо использовать. Эти два первых вопроса требуют ответа yes/no. Они называются общими и строятся по модели: [вспомогательный глагол + подлежащее].
А в нашем третьем предложении есть вопросительное слово. Порядок слов в основном тот же: [вспомогательный глагол + подлежащее] — но первым идет вопросительное слово. What + is + it: What is it for?
Таким образом, существует два типа вопросов: общие и специальные. Когда мы спрашиваем о специальной информации, то берем вопросительное слово и прибавляем к нему [глагол + подлежащее].
Теперь давайте обратим свое внимание на последнюю модель вопросительного предложения. В начале тут тоже стоит вопросительное слово, но использован несколько другой порядок слов. Почему — давайте подумаем. What makes the clock special? Makes – наш глагол, а где подлежащее? Вопросительное слово и есть подлежащее. Это исключение. Мы можем использовать повествовательный порядок слов в вопросе, но только в том случае, если подлежащим становится вопросительное слово.
Давайте подытожим, что мы изучили.
- Вопросительный порядок слов: глагол идет перед подлежащим.
- Общий вопрос начинается с глагола.
- Специальный вопрос начинается с вопросительного слова. Если в нашем повествовательном предложении уже есть вспомогательный глагол, как например, в настоящем перфектном времени, то мы его и должны использовать. В просто настоящем или простом прошедшем нам нужна форма глагола do: do, does или did становится вспомогательным глаголом. Если предложение построено с одной из форм be, то она остается одна, никакой вспомогательный глагол тут больше не нужен. Посмотрите не пример: Is it yours? В нем уже есть форма глагола be, так что другие служебные элементы не нужны.
Прочитаем следующие три модели:
Does the clock work? Where did you buy it? How long have you had it?
- Вспомните, что существуют также вопросы с повествовательным порядком слов. Так происходит, когда вопросительное слово является подлежащим. В роли такого подлежащего могут выступать who, what, which (which one). Например,
Who gave it to you? What makes it special? Which one isn’t working?
- Заметьте, что происходит, когда подлежащее стоит в единственном числе. Глагол согласуется с ним в числе: What makes it special? Ответ может быть как в единственном, так и во множественном числе. Но в вопросе мы используем единственное.
Наступило время нашего первого упражнения.
Упражнение 1
Узнайте о том, как экономят дневное время. Составьте вопрос. Потом выслушайте ответ. Используйте данные слова, чтобы образовать вопросительное предложение. Потом послушайте ответы на эти вопросы.
- 1. is / Daylight Saving Time / what? — What is Daylight Saving Time? (what – подлежащее).
— You’ve been in the country more than ten years, right?
— Yes.
— So you must know the American calendar very well by now.
— Yes, I do.
— Good. All right. So here’s my first question. What is Daylight Saving Time?
— Daylight Saving Time is the practice changing the clocks. Forward in spring and back in the fall.
- 2. do / have / we / DST / why? — Why do we have Daylight Saving Time? (настоящее простое: нужен вспомогательный глагол do).
— Okay, now let me ask you a question.
— Okay.
— Why do we have Daylight Saving Time?
— Why? We have Daylight Saving Time because it supposed to save daylight. It’s supposed to save electricity. So when we change our clocks – we move them forward in the spring and back in the fall – it’s supposed to give us more daylight hours so we use less electricity.
— Right.
— That’s the rationale.
— And we can also enjoy summer evenings.
— Correct.
- 3. really save / DST / does / electricity? — Does Daylight Saving Time really save electricity? (does – вспомогательный глагол, необходимый в настоящем простом времени).
— So let me ask you another question.
— Okay.
— Does Daylight Saving Time really save electricity?
— Does it really save electricity?
— It’s debatable. Some argue yes, but some argue no. Some argue that Daylight Saving Time actually causes more problems than it does good.
— Interesting.
- 4. everywhere / DST / is / observed? — Is Daylight Saving Time observed everywhere? (обратите внимание: is observed – пассивный залог).
— I think you have pretty good world knowledge, so I have one more question for you.
— Sure.
— Is Daylight Saving Time observed everywhere?
— As far as I know, most of Europe does, but I can’t be so sure about the rest of the world.
- change / when / we / do / our / clocks? — When do we change our clocks? (do – вспомогательный глагол, так как это настоящее простое время).
— I know we move our clocks forward in spring and back in the fall, but when exactly do we do that?
— You don’t know? It’s two o’clock in the morning. It’s always two o’clock in the morning because that’s probably the most convenient time to make such a change. People aren’t working. They’re usually sleeping. Public transportation isn’t working as frequently… but… As for the day of the week, it’s on a Sunday. So it’s the second Sunday in March and the first Sunday in November.
— Okay.
- 6. remember / we / can / to change / our clocks / how? — How can we remember to change our clocks? (уже есть вспомогательный глагол — can).
— Truthfully, I usually forget about changing the clocks, so my question is – how can we remember to change our clocks?
— I don’t remember either. I just look at my phone.
— You look at your phone?
— Yes.
— That’s right. The time is updated automatically.
— Exactly.
Давайте пополним свой вокабуляр. В связи с переводом часов возникло выражение Spring forward, and fall back. Оно напоминает нам, куда переводить часы: весной вперед, осенью — назад.
И немного о произношении. В упражнении 1 вы, возможно, заметили, что в повседневном общении можно задать вопрос, используя только восходящий тон при повествовательном порядке слов. Например, You look at your phone?
На этом заканчивается часть 1. Перейдите ко второй части — отрицательным вопросам.